РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ
ЗА ПРОЖИВАНИЕМ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

Петербург "поштормит"

Срок внедрения единой квитанции за жилищно-коммунальные услуги неумолимо приближается. Эксперт в сфере ЖКХ рассказала, с какими сложностями столкнутся петербуржцы при переходе к новой системе оплаты коммуналки и почему стоит морально подготовиться к техническим ошибкам и проволочкам.

Расчетный центр ВЦКП может присоединиться к ЕИРЦ «Петроэлектросбыт». Совет директоров АО «ВЦКП «Жилищное хозяйство» рекомендовал комитету имущественных отношений Петербурга одобрить этот переход. Большинство акционерного капитала будущего ЕИРЦ СПб будет у «Интер РАО» в лице ПСК, учредителя «Петроэлектросбыта».

 

Проект создания единого информационно расчетного центра ЖКХ Петербурга, как и утверждение новой формы оформления платежа по коммунальным услугам для потребителей в администрации Петербурга утвердили еще 17 января 2022 года. После одобрили дорожную карту, в рамках движения по которой и прошел совет директоров.

 

В пресс-службе «Петроэлетросбыта» НЕВСКИМ НОВОСТЯМ рассказали, что на совещании прозвучали рекомендации о присоединении одной системы к другой. А вот вопросы оплаты коммуналки без комиссии еще предстоит обсудить.

 

«Приоритетным вопросом города является бескомиссонная оплата платежей. Этот вопрос относится к операционной деятельности, решение по нему будет обсуждаться при формировании финансово-экономической модели», — отметили в жилищном комитете.

Кроме того, в комитете отметили, что пока не видели предложений по единой квитанции для горожан, которую обещают внедрить на территории города на Неве.

 

Плюсы единой квитанции

Введение единой квитанции в других регионах показало, насколько это удобный метод. Руководитель регионального центра «ЖКХ контроль в Санкт-Петербурге» Алла Бредец в беседе с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ отметила, что данное решение будет удобно и потребителям, и управляющим компаниям.

 

«Я за единую расчетную квитанцию, потому что, как показывает практика других субъектов, других регионов, повышается платежеспособность населения. Когда повышается платежеспособность, соответственно, создаются более благоприятные условия для работы управляющих компаний. То есть, денежные средства своевременно поступают на счет, и управляющая компания может производить в должном объеме надлежащего качества те жилищно-коммунальные услуги, которые большинство петербуржцев оплачивает своевременно», — объяснила Бредец.

По ее словам, в Петербурге хороший процент собираемости оплаты ЖКУ по сравнению с другими регионами.

Что показала практика использования большого количества квитанций

Львиная доля жилья в Петербурге — это гражданские многоквартирные дома. Как отметила Бредец, иногда происходило так, что собственники квартир в этих многоэтажках принимали решение о переходе на прямые договоры по взаиморасчетам за ресурсы под давлением управляющих организаций.

 

«Теплоснабжение — это самая большая сумма в квитанции. Если мы будем говорить о единой нашей розовой петербургской квитанции, то это [плата за тепло] составляет 50–60 % в отопительный сезон», — отметила глава регионального центра «ЖКХ контроль».

Еще одна дорогая квитанция приходила от мусорного регионального оператора за вывоз твердых коммунальных отходов. Таким образом, потребителю на руки приходило порой по пять–шесть квитанций.

 

Одни считают, что это хорошо и удобно, так как человек, понимая, какой у него доход, мог рассчитать порядок оплаты и выбрать более удобный для него режим. К примеру, потребитель может сначала оплатить максимально «тяжелую» квитанцию или, наоборот, начать с той, которая требует меньше вложений. Однако этим способом воспользовались обманщики.

 

«В связи с этим увеличивалось и количество мошенников, которые всегда активизируются — дублируют названия лицевых счетов, создают компании-одноневки. В случае оплаты таких квитанций вернуть деньги практически невозможно, как показывает практика. Менее одного процента, потому что это фирмы-однодевки, которые, забрав деньги, сразу сливаются», — рассказала Бредец.

К тому же, контролировать большое количество квитанций и проверять, не превышает ли счет за последний месяц счет за предыдущий, весьма непросто. Особенно сложно приходилось пожилым гражданам.

 

«Поэтому, я думаю, что единая квитанция позволит, во-первых, собственникам понимать, какую сумму они ежемесячно должны платить сразу. Во-вторых, это удобно. Надеюсь, все-таки сейчас правительство в ближайшие дни примет решение, и банки не будут взимать комиссию при оплате жилищно-коммунальных услуг», — отметила специалист.

Вместе с тем большое количество квитанций неудобно для мало защищенных слоев населения. По словам Бредец, люди не пользуются личными кабинетами банков и не производят мобильную оплату. А обращаясь в кредитную организацию с каждой квитанцией, им приходится оплачивать своеобразный «оброк», который достигает 30–50 рублей. Как итог — горожанин при оплате шести–семи квитанций платит больше, причем на 200, а то и более рублей. Для людей с небольшим доходом, пенсионеров и тех, кто живет на пособия, эта трата — обременение.

 

К тому же, одно из неудобств множества квитанций — их легко потерять. Некоторые пропадали, так и не дойдя до потребителя ЖКУ, а у человека потом копился долг.

 

«Человеческий фактор никуда не исчезает. Не всегда квитанции доходили до собственников. Они попадали в разряд должников. А мы знаем, что в Санкт-Петербурге можно получать субсидии на жилищно-коммунальные услуги, если совокупный доход семьи на эти траты больше четырнадцати процентов. А не заплатив своевременно, не произведя платеж, граждане лишались этих субсидий автоматически», — уточнила Бредец.

Объединение всех платежей в одну квитанцию, как ожидается, поможет сгладить все эти неудобства. Горожанам нужно будет «возиться» всего с одной бумагой, что должно упростить процесс оплаты ЖКУ, а также избежать мошеннических действий. К тому же, по словам Бредец, это позволить упорядочить процесс оплаты — людям будет проще контролировать, сколько и кому они перечисляют.

Нюансы перехода на другую систему оплаты коммуналки

Как считает глава регионального центра «ЖКХ контроль», при переходе на единые квитанции не избежать неудобств. Это показали пилотные переходы в некоторых районах города и момент, когда оплата за капитальный ремонт перешла в квитанции «Петроэлектросбыта».

 

В связи с этим специалист считает, что технических ошибок на первых порах будет много, и жители поначалу будут недовольны произошедшими изменениями.

 

«Конечно, какое-то время Петербург “поштормит”, потому что технические ошибки будут, потому что будет сбой в автоматической системе. Я думаю, что все это будет как всегда делаться бегом, срочно. И, конечно, какое-то недовольство граждан хотя бы в первый месяц, как показывает жизнь, бывает», — подчеркнула глава регионального центра «ЖКХ контроль».

Именно в этот момент, по ее словам, важно объяснять жителям, что за изменения произошли и как новой формой квитанции пользоваться. Получив бумагу иного образца, люди могут подумать, что это не настоящий документ, а мошенничество, и могут перестать платить, чем сделают себе только хуже. Именно поэтому Бредец считает, что управляющие компании и городские интернет-ресурсы должны вести разъяснительную работу с населением.

 

«Надеюсь, единый оператор все-таки использует все ресурсы, какие уже отработаны даже в наших городских районах, позволит избежать технических ошибок и сделает комфортной оплату за то, что мы с вами потребляем. И будем рассчитывать с вами, что, оплатив, получим взамен все-таки хорошие надлежащие качественные услуги от управляющих организаций», — оптимистично заявила Бредец.

Подводные камни

По мнению главы регионального центра «ЖКХ контроль» личные кабинеты, через которые можно дистанционно оплатить коммунальные услуги, отменить не должны.

 

«Скорее всего, все останется по-старому. Просто они будут объединены в одну автоматическую систему, которая позволит контролировать все произведенные оплаты», — поделилась мнением специалист.

Однако Бредец отметила, что проект с обновленными квитанциями будет хорош, если его грамотно доведут до конца. В противном случае получится путаница. Если первоначальные технические неполадки станут нормой — то проект не улучшит жизнь горожан, как это было запланировано.

 

«Хотелось бы, что это все-таки будет действительно единый центр, а не как сейчас», — отметила Бредец.

Она привела в пример квитанцию «Петроэлектросбыта», которая с недавних пор объединяет счет за капитальный ремонт и за электричество и приходит жителям всех районов города. Договор заключают частные управляющие компании. Однако они могут подписать договор не с ВЦКП, а с одним «Петроэлектросбытом». При этом жители оказываются в крайне неприятной ситуации.

 

«Люди, конечно, в недоумении, потому что они приходят в “Петроэлектросбыт”, пытаются получить информацию в окошечке, а в окошечке могут дать только информацию по электроэнергии. Если у них возникает вопрос про капитальный ремонт — они вынуждены ехать на Тобольскую», — наглядно объяснила специалист.

При этом, если договор был заключен с управляющей компанией на оплату через «Петроэлектросбыт», то горожане все-равно должны ехать за информацией в свою управляющую компанию. Это очень неудобно.

 

«Как показал коронавирус, как показали те ограничения на проверку частного бизнеса со стороны контрольно-надзорных органов, люди попадают в состояние, что они должники или они что-то должны заплатить, но они не понимают, за что и почему столько», — отметила Бредец.

Посреди такого хаоса единая квитанция с упорядоченной системой приема и оповещения граждан стала бы глотком свежего воздуха, считает специалист.

 

«Вот если это единый оператор был бы тем самым единым окном, где можно не только по одной квитанции заплатить, но еще и получить информацию в этом едином окне по всем расчетам по всем своим долгам там, по накопившимся пеням, по тем периодам, за которые ты оплачиваешь эти денежные средства, это было бы здорово. Это круто. Мне кажется, это соответствует духу нашего времени. Это должно просто быть», — поделилась ожиданиями Алла Бредец.

В городской администрации ранее заявляли, что единую квитанцию хотят ввести не позднее второго квартала 2022 года. Однако в связи с нынешней экономической ситуацией, по мнению Бредец, реализовать проект в срок нереально. По ее мнению, будет неплохо, если оператор заработает осенью текущего года, но на данный момент в любых сроках реализации этого проекта нет уверенности.

Ссылка на размещенный материал «Невские новости»: https://nevnov.ru/22647343-_peterburg_poshtormit_edinaya_kvitantsiya_zastavit_gorozhan_muchit_sya_i_negodovat_