Депутаты от ЛДПР во главе с ее лидером Леонидом Слуцким предложили ввести в России рейтинг управляющих компаний, чтобы повысить эффективность обслуживания многоквартирных домов. Соавтором внесенного в Госдуму законопроекта стала сенатор Елена Афанасьева.
По словам парламентариев, большинство жалоб россиян в сфере ЖКХ касаются неудовлетворительной работы «управляек». Одним из вариантов улучшения ситуации в коммунальной отрасли может стать рейтинг таких организаций, выразили уверенность разработчики.
Согласно документу, в основу рейтинга ляжет государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, а порядок формирования списка и критерии оценки работы УК определит Правительство страны.
«Низкие показатели в рейтинге управляющих организаций будут являться основанием для проведения органом государственного жилищного надзора контрольного мероприятия в отношении соответствующей управляющей компании, а также давать право жильцам досрочно расторгнуть договор управления многоквартирным домом», — пояснили авторы инициативы. Они добавили, что ненадлежащее исполнение предписания об устранении нарушений по истечении полугода должно приводить к аннулированию лицензии «управляйки».
«Согласно инициативе ЛДПР, рейтинг будет формироваться в государственной информационной системе ЖКХ на основе объективных данных. Неудовлетворительные оценки станут законным основанием не только для внеплановых проверок, но и для досрочного расторжения договоров управления по инициативе собственников, а в случае неисполнения предписаний надзорных органов – и для аннулирования лицензии УК. Вот только, как это реализовать на практике?! Сегодня, согласно действующему закону, при смене УК ранее, чем через год после начала ее работы, собственники должны обосновать низкое качество ее работы. Наиболее очевидный способ такого обоснования – это ссылка на "аварийные" заявки о неисполнении обязанности УК по ремонту и содержанию общего имущества, нарушении качества коммунальных услуг, а также соответствующие акты, составленные в соответствие с НПА. Либо сменить способ управления МКД – например, на непосредственное управление или управление ТСЖ. Таких примеров я знаю очень мало. Рынок управления многоквартирными домами в России — одна из самых противоречивых и неоднозначных сфер экономики. С одной стороны, деятельность управляющих компаний формально регулируется жёстко через систему лицензирования и государственного жилищного надзора. С другой стороны, на практике качество и прозрачность работы УК разбросаны от уровня «премиум-сервиса» в новых комплексах бизнес- и премиум-класса до «дежурного дворника» в старом жилом фонде. Качество работы управляющих компаний остается болевой точкой отрасли. По данным опроса премии Urban, проведенного в 2025 году, 83% жителей МКД заявили, что работа их управляющей компании далека от идеала. И что тут делать тогда с рейтингом? Органы жилищного надзора составляют рейтинги управляющих организаций: кто за каждый квартал, кто за год. Рейтинги публикуются либо от имени органов жилищного надзора либо от имени Общественных советов при инспекциях. В разных регионах используют разные критерии оценок. Много лет назад в Санкт-Петербурге Жилищным комитетом были разработаны показатели (критерии) для проведения оценки (рейтингования) деятельности организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами. Участие в данном рейтинге для управляющих организаций было добровольным и осуществлялось на основании данных, предоставленных самой управляющей организацией в Жилищный комитет. Оценка деятельности управляющих организаций осуществлялась ежеквартально, результат размещался на сайте Жилищного комитета. Сейчас проводятся различные конкурсы и партийные проекты, например из последних-независимый конкурс «Доверие потребителя-2025»,- прокомментировала руководитель РЦОК СПб НП «ЖКХ Контроль» Алла Бредец.