Парламентарии предлагают разрешить управляющим компаниям и организациям передавать право по возврату просроченной задолженности за жилищно-коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (РСО). Законопроект «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации» внесен в Госдуму 27 июня.
Первый зампред Комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Кошелев рассказал «Парламентской газете», что законопроект должен снять с управляющих компаний (УК) дополнительное финансовое бремя и высвободить собираемые ими средства на проведение текущих ремонтных работ и работ по благоустройству.
«На управляющую организацию ложится бремя по погашению задолженности граждан, хотя она не имеет собственного экономического интереса и выступает лишь транзитным звеном между конечным потребителем и РСО, которая является поставщиком услуги и выгодоприобретателем от ее продажи», — сказал Кошелев.
«Получается, что граждане могут не спешить с оплатой целый месяц, а управляющая компания в любом случае вынуждена компенсировать набегающие пени из собственных средств, — отметил он. — То есть из тех денег, которые они собирают с людей, вовремя заплативших за коммунальные услуги. Из-за этого УК приходится экономить, переносить или вовсе отказываться от проведения ряда текущих работ. В конечном итоге страдают все граждане — и те, кто заплатил, и те, кто не заплатил».
«Часто инициаторами общих собраний для перехода на прямые договоры с РСО выступают управляющие компании, ТСЖ. Переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями (РСО) осуществляется в следующих случаях: по желанию собственников помещений в многоквартирном доме; при одностороннем прекращении РСО заключённых с управляющей компанией, ТСЖ или кооперативом договоров; если между собственниками и РСО ранее были заключены договоры на оказание коммунальных услуг, а затем при изменении способа управления домом или о выборе другой управляющей компании принято решение общего собрания о сохранении порядка предоставления и расчётов за услуги. Срок, в который ресурсоснабжающая организация (РСО) обязана перевести абонентов на прямые договоры, зависит от причины перехода. Говоря о плюсах прямых расчетов с гражданами, необходимо отметить что их главным преимуществом является исключение нецелевого использования денежных средств населения исполнителями коммунальных услуг, каковыми являются УО, и сокращение сроков их получения РСО, так как они поступают напрямую в адрес РСО. Взыскание долгов за коммунальные услуги — частая проблема как для собственников, так и для управляющих компаний. Неуплата коммунальных платежей может привести к финансовым трудностям, затрудняющим нормальное обслуживание жилья и своевременное предоставление услуг. Законодательство Российской Федерации чётко регулирует вопросы оплаты коммунальных услуг и предусматривает механизмы для взыскания долгов с жильцов. По разным причинам управляющие организации «не любят» заниматься взысканием и вести претензионную работу»,-рассказала руководитель РЦОК СПб НП «ЖКХ Контроль» Алла Бредец.