РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ
ЗА ПРОЖИВАНИЕМ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

Коммунальные грабежи

Проблемы во взаимодействии с управляющими компаниями испытывают более трети россиян, выяснили «Известия», ознакомившись с актуальным исследованием. Больше всего жалоб поступает на проблемы с водоснабжением, некачественный ремонт дома и неверное начисление коммунальных платежей. Эффективным способом отстоять свои права для жителей все чаще становится коллективный иск — суды удовлетворили подавляющее большинство из них, сообщили в Роспотребнадзоре. Сейчас система управления жилым фондом недостаточно прозрачна, а квалификация занятых в ней сотрудников невысока, считают опрошенные «Известиями» эксперты.

 

Молодым дорога

Россияне чаще всего обращаются в управляющие компании (УК) и товарищества собственников недвижимости (ТСН) из-за проблем с водоснабжением, некачественного ремонта дома и неверного начисления коммунальных платежей. Это следует из исследования онлайн-платформы для автоматизации управления жилым фондом Doma.ai (компания-партнер «Сбера»). «Известия» ознакомились с документом.

 

— Собственники все чаще предпочитают либо решать проблемы самостоятельно, либо сменить управляющую компанию на ту, которая сможет обеспечить достойный уровень сервиса, — рассказал генеральный директор Doma.ai Илья Сотонин.

 

Почти на четверть стало больше обращений в УК и ТСН от жильцов в возрасте до 26 лет. Но в целом они все еще в меньшинстве среди желающих пообщаться: наиболее активно выражают недовольство жители 50–65 лет, на втором месте — те, кому 36–50 лет, на третьем месте жильцы в возрасте 26–35 лет.

 

Активнее участвовать в управлении общим имуществом жильцов стимулирует появление сайтов, приложений и чат-ботов ЖКХ, считает Илья Сотонин.

Однако более трети жителей все еще испытывают трудности в общении с УК и ТСН, указано в исследовании. В основном об этом заявляли граждане в возрасте 18–35 лет. Им не хочется лично посещать такие организации, трудно общаться по телефону. Поколению 36–50 лет не хватает времени на посещение офисов УК и ТСН. А жителям старше 50 лет бывает сложно понять информацию от этих организаций.

 

Как показал комплексный мониторинг в сфере ЖКХ в 2023-2024 годах, более трети жильцов в числе проблем в деятельности управляющих организаций назвали санитарное содержание площадок и лестничных пролетов, лифтов, подъезда, мусоропровода, подвала, озеленение придомовой территории и уборку снега, рассказали «Известиям» в Народном фронте. На втором месте — проблемы техобслуживания конструкций дома и внутридомовых инженерных систем.

 

— Особое внимание следует обратить на проблемы, связанные с системой капитального ремонта домов. Так, результаты анализа обращений позволяют сказать, что граждане сталкиваются с проблемами при реализации программы капитального ремонта в регионах практически на каждом её этапе. Начиная с момента включения многоквартирного дома (МКД) в саму программу, заканчивая этапом гарантийного обслуживания МКД после ремонта и дальнейшего планирования работ по поддержанию дома в хорошем состоянии, — отметили эксперты НФ.

 

 

В отношении коммунальных платежей частыми были обращения, связанные с расчетом платы за вывоз мусора по площади квартиры, а не по количеству проживающих, что приводит к несправедливым начислениям, особенно для пенсионеров.

Жалоба коллективная

За защитой своих прав потребители жилищно-коммунальных услуг стали активнее обращаться в Роспотребнадзор — только за прошлый год туда поступило 36,2 тыс. обращений, что на 3,4 % больше, чем годом ранее. Такие данные приводятся в докладе ведомства по итогам 2023 года. Подавляющее большинство таких обращений поступают от физлиц.

В прошлом году специалисты Роспотребнадзора составили 50 протоколов об административных правонарушениях, подали 290 исков в суды. Активно использовалась и практика подачи групповых исков, указали в ведомстве. В прошлом году из 11 рассмотренных исков в защиту прав группы лиц суд удовлетворил девять.

 

Например, 26 жителей Уфы пожаловались на незаконное начисление платы за домофон. Во время разбирательства к иску присоединилось еще 22 жителя. Все они требовали прекратить начислять плату за услугу, вернуть деньги и компенсировать моральный вред. Суд встал на сторону заявителей.

 

По данным Роспотребнадзора, качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения обеспечены 88,56% россиян, а в городах этот показатель достигает 94,98%.

 

Однако жалобы на качество воды продолжают поступать. Так, житель Ижевска обратился в ведомство из-за того, что горячая вода имела желтый цвет и посторонние примеси. Проведенные сотрудниками Роспотребнадзора исследования показали, что нарушены нормативы по железу и цветности. Суд обязал управляющую компанию устранить нарушения.

 

Как сообщали «Известия», в июне этого года 270 человек пожаловались на симптомы отравления в Буйнакске. Управление Роспотребнадзора по результатам предварительного расследования установило, что источником заражения стала питьевая водопроводная вода. Авария на магистральном водоводе, идущем от резервуаров чистой воды, привела к попаданию неорганизованных стоков и вспышке кишечной инфекции.

Добавить прозрачности

Именно проблемы с водоснабжением и платежами чаще всего вызывают самую эмоциональную реакцию у жителей, подтвердили опрошенные «Известиями» эксперты. Особенно острую — индексация тех или иных платежей, отметила главный эксперт Академии личных финансов Татьяна Волкова.

 

— Буквально недавно у нас была такая ситуация: предложили провести индексацию на 10%, и три дня бурлили чаты нашей управляющей компании о том, чем недовольны жильцы. Вспомнили все, что было в предыдущие пять-десять лет, — поделилась она.

 

Кроме того, причиной для жалоб становится несоответствие тарифов и того, что человек в итоге получает.

 

— Есть и субъективный, и объективный момент. Субъективный в том, что люди могут додумывать, наговаривать, искажать ситуации и факты, — обратила внимание эксперт. — Но зачастую при проверке счетной комиссии, при обращении в прокуратуру или в суды люди получают компенсации, выплаты и доказывают свою правоту.

 

Только порядка 20% покупателей интересуются опытом работы управляющей компании застройщика в домах, которые были сданы ранее, в том числе изучают соседские чаты, сообщила исполнительный директор федеральной компании «Этажи» Юлия Бочарникова.

 

Регулирование в сфере ЖКХ периодически меняется, что приводит к перерасчету платежей, в результате у людей появляются вопросы, добавил эксперт проекта «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук.

 

— Остро стоит вопрос со ставками на управление, поскольку во многих договорах с УК прописана ежегодная индексация на уровень инфляции. И люди начинают в какой-то момент платить больше, не видя разницы в качестве услуг, — пояснил он.

 

По его мнению, следует увеличивать фонд заработной платы в этой сфере, уменьшать долю неквалифицированных сотрудников и регулярно повышать квалификацию работающих в управляющей компании.

 

— Также важно повышать эффективность надзорных инстанций. Жилищные инспекции очень часто себя дискредитируют тем, что не выполняют задачи по предотвращению нарушений, — считает Павел Склянчук.

Как правило, по его словам, управляющие компании готовы к досудебному урегулированию, устранению нарушения без штрафов. Но граждане часто этого не понимают и, не обратившись в управляющую компанию, сразу пишут жалобу в прокуратуру либо жилищную инспекцию.

 

 

Также нужны цифровые решения, которые упростят платежи и сделают процессы управления жилым фондом более прозрачными, уверен эксперт.

 

— Людям должно быть удобно оплачивать коммуналку без похода к банкомату. А квитанции должны быть не таблицами с кучей аббревиатур, а текстом с указанием того, на что идут средства, — предложил он.

 

Выходом, по его словам, могли бы стать специальные банковские счета для зачисления платежей от граждан, которые бы получали организации по факту выполнения работ. Сейчас же сначала управляющие компании собирают средства, а затем решают, какие работы на них делать, напомнил эксперт.

«Только ленивый не говорит сегодня о профанации в смене способа или органа управления домом: общие собрания собственников помещений проводятся часто лишь на бумаге, либо так или иначе допускают в себе приписки и фальсификации, подводя их к решениям в пользу того, кто их «проводит». Жилинспекция и власти обычно закрывают глаза на такие нарушения в силу разных причин. Законодатели ужесточают правила проведения таких выборов, но они по-прежнему не работают. Не обеспечены благоприятные условия для реализации прав собственников помещений в многоквартирных домах на управление принадлежащим им общим имуществом путем принятия совместных решений, отсутствует баланс интересов и ответственности участников системы управления многоквартирными домами, нет содействия повышению информированности, активности и самоорганизации собственников помещений в многоквартирных домах»,-рассказала руководитель РЦОК СПб НП «ЖКХ Контроль” Алла Бредец.