В России предполагается установить минимальный уровень стоимости договоров на обслуживание и текущий ремонт лифтов в жилых многоэтажках. Это предложение было высказано на недавнем заседании рабочей группы по замене, модернизации и техническому обслуживанию лифтов комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое РФ. Сейчас нижнего предела "лифтовых" тарифов не существует, что позволяет управляющим компаниям заключать договоры с обслуживающими лифты организациями, руководствуясь не профессионализмом подрядчиков, а наиболее низкой ценой.
Такая экономия может стоить жильцам многоэтажек здоровья, а то и жизни. По информации Национального лифтового союза, в 2018-2022 годах в данных авариях получили травмы около 130 человек. За 2023 год произошло около десяти громких ЧП. Одно из них случилось в Санкт-Петербурге - в 27-этажной высотке на Новгородском проспекте упал лифт, в котором ехали восемь взрослых и пятеро детей. К счастью, никто не погиб, лишь трое обратились за медицинской помощью.
Об износе здесь речи идти не может - дом был построен в 2017-м, а лифт введен в эксплуатацию в 2018 году. По этому факту было возбуждено уголовное дело, расследование которого продолжается. По предварительным данным, причиной падения стал перегруз, хотя в этом случае кабина вообще не должна была двигаться.
Окончательный ответ на этот вопрос может дать только следствие, отмечает руководитель регионального центра НП "ЖКХ Контроль" в Санкт-Петербурге Алла Бредец. По ее словам, подобные ситуации возникают достаточно часто, хотя в Санкт-Петербурге модернизация лифтового хозяйства идет весьма успешно: власти обещают к 2025 году заменить все лифты, у которых заканчивается срок эксплуатации. Город выделяет на эти цели огромные субсидии в рамках программы капремонта жилья. И если лифт, который не отслужил и половины нормативного срока, работает с такими неисправностями, то напрашивается вывод, что его обслуживание явно оставляло желать лучшего.
Другие эксперты разделяют эту позицию. По их мнению, на обслуживании лифтов экономит большинство управляющих компаний.
- Я занимаюсь лифтами и диспетчеризацией уже 17 лет и за это время еще ни разу не видел, чтобы управляющие компании всерьез запрашивали у организации, обслуживающей лифты, наличие квалифицированного персонала, - говорит исполнительный директор "Первой лифтовой ассоциации содействия импортозамещению и промышленному суверенитету в сфере лифтовой техники" Юрий Клюшнев. - Существует демпинг, и если рынок дает для этого возможность, то и покупатель всегда найдется. Рыночными мерами устранить это не удастся. Здесь давно уже необходимы государственное регулирование и контроль за реальным, а не бумажным наличием таких специалистов. Возможно, необходимы некий вариант лицензирования или создание саморегулируемой организации.