РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ
ЗА ПРОЖИВАНИЕМ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

Бизнес сможет бесплатно передавать муниципалитетам энергетические объекты

Российские законотворцы сделают проще процедуру передачи муниципалитетам частных объектов теплоснабжения, если их обслуживание превратилось в "непосильное бремя" для бизнеса. Законопроект опубликован 11 января в электронной базе Государственной думы.

Речь идет о том, чтобы избавиться от противоречий, которые существуют сегодня в законодательстве, регламентирующем этот процесс. Например, если владельцы источников тепла осознали, что не в состоянии содержать свои котельные, они могут передать данное имущество местным властям за плату. Но при этом Федеральный закон "О теплоснабжении" позволяет муниципалитетам отказаться принимать котельные на свой баланс, если их обслуживание приведет к внеплановым расходам. А таковые расходы, безусловно, имеют место, поскольку очень часто передаваемые котельные сильно изношены и нуждаются в капитальном ремонте.

Чтобы устранить это противоречие, авторы законопроекта предлагают установить порядок, при котором собственники котельных имеют право передать их муниципалитетам безвозмездно. В свою очередь, власти обязаны в течение месяца проверить, в каком состоянии находится передаваемый объект, и заключить с его владельцем договор безвозмездной передачи. Кроме того, законопроект обязывает собственников теплогенерирующих мощностей передавать муниципалитетам вместе с котельными земельные участки, на которых они построены, если это необходимо.

- Решение этой проблемы обсуждается уже не первый год, - отмечает Алла Бредец, руководитель регионального центра "ЖКХ Контроль" (Санкт-Петербург). - Она характерна для небольших городов в регионах Севера и Крайнего Севера, где владельцы котельных не имеют возможности своевременно проводить ремонт и реконструкцию своих объектов и сами становятся заложниками ситуации в отопительный сезон.

 

В важности этого шага не сомневается никто. Например, на заседании президиума Госсовета, посвященном принятию Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ (до 2030 года и с прогнозом на последующие пять лет) приводилась статистика Министерства строительства и ЖКХ, согласно которой в России ежегодно приходят в ветхое состояние три процента инженерных сетей, а фактически обновляется не более двух процентов.

Росстат приводит другие данные, согласно которым "степень износа основных фондов производства, передачи и распределения пара и горячей воды" с 2017 по конец 2021 года выросла с 47,4 до 49,5 процента. Сейчас, разумеется, она стала еще выше. А согласно информации Счетной палаты, которая была обнародована во время Восточного экономического форума, коммунальная инфраструктура страны изношена на 60 процентов. Об этом сообщила аудитор СП Наталья Трунова. Наиболее пессимистичную картину рисуют эксперты Народного фронта, которые еще в 2020 году сообщали, что физический износ отопительных котельных составляет около 60 процентов, тепловых сетей - 65 процентов, а потери тепловой энергии в расчете на одного человека за минувшее десятилетие выросли на 44 процента.

 

Эта проблема особенно выражена в северных регионах, где степень износа объектов теплоснабжения еще выше. Как отмечали участники совещания по развитию арктических городов в Мурманске летом 2023 года, изношенность коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда даже в крупных городах Заполярья достигает 70 процентов, а в небольших удаленных поселках и ЗАТО эта проблема еще острее.

 

Ученые отмечают, что частные компании не спешат вкладываться в коммунальную энергетическую инфраструктуру. На долю планов по модернизации объектов коммунальной энергетики в АЗРФ - газификацию котельных, строительство новых тепловых источников, обновление и реконструкцию тепловых сетей и инженерных коммуникаций - из всех источников приходится лишь около 2,25 процента суммарных расходов инвестиционных проектов топливно-энергетического комплекса. Уже в ближайшие пять лет доля коммунальных расходов домашних хозяйств в арктических регионах может достигнуть в среднем 13-14 процентов в общей сумме потребительских расходов населения.

-Расчет на то, что жилищно-коммунальную инфраструктуру восстановит частный бизнес, не оправдался, - считает Алла Бредец. - Данная отрасль не вызвала интереса у инвесторов, поскольку тарифы на услуги ЖКХ остаются ниже экономически обоснованного уровня из-за государственных ограничений. И это правильно, потому что в противном случае плата за тепло, воду, газ, электроэнергию окажется большинству граждан не по карману. С другой стороны, это означает, что ведущая роль в модернизации ЖКХ должна принадлежать государству.

 

Однако формальная передача проблемных котельных муниципалитетам не решает проблему. Такие объекты потребуют многомиллионных расходов на ремонт, и с каждым годом эти суммы растут.

 

-?Безусловно, при передаче объектов на муниципальный баланс необходимо дополнительное финансирование, - добавляет эксперт. - Но для начала нужно хотя бы понять финансовый масштаб проблемы. К сожалению, реестров подобных коммунальных объектов никто не вел, и эту работу важно выполнить в первую очередь, чтобы иметь полную картину необходимых вложений. Ведь многие объекты уже выработали свой ресурс, и в этих случаях речь пойдет не о модернизации и ремонте, а о признании их аварийными и строительстве новых котельных. Муниципалитет не должен получить "кота в мешке". Для технического обследования котельной тоже нужны средства, и немалые, если привлекать для этого компетентных специалистов, а не заниматься профанацией с помощью "расчетного метода".

 

Примером ситуации может служить Санкт-Петербург. Проблема недостаточности вложений частного бизнеса в модернизацию теплосетей Северной столицы обсуждалась много лет и так и не была решена. Перед самым Новым годом власти города подписали договор о передаче на свой баланс акций компании "Теплосети Санкт-Петербурга", которая имеет 700 километров магистральных трубопроводов и около 1,8 тысячи километров внутриквартальных сетей в одиннадцати городских районах вместе с Всеволожским районом Ленинградской области. Город заплатит за эти акции шесть миллиардов рублей и затем будет вкладывать в содержание теплосетей уже бюджетные деньги. Практика показала: другого способа привести коммунальную инфраструктуру хотя бы в относительный порядок сегодня не существует.

 

Алексей Михайлов Российская газета - Экономика Северо-Запада №13(9255): https://rg.ru/2024/01/23/reg-szfo/biznes-smozhet-besplatno-peredavat-municipalitetam-energeticheskie-obekty.html