3 мая 2024 года заработает запрет о переуступке третьим лицам, в том числе и коллекторским агентствам, права на взыскание долгов граждан за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Речь идет о расширении списка лиц, которые не могут переуступать право по возврату задолженности за коммунальные услуги. В их число включены наймодатели социального жилья.
Изменения внесены в ст. 155 Жилищного кодекса. Согласно закону, если наймодатель жилья продал коммунальные долги коллекторскому агентству, то сделка будет признана ничтожной. Также нельзя оформлять коллекторам доверенность на взыскание долга
«Перечень тех, кому отныне запрещено прибегать к услугам коллекторов, расширился и одновременно закрылся. Если раньше в него входили только непосредственно коммунальщики, то теперь к ним добавились и местные власти — владельцы социального жилья. Справедливости ради стоит отметить, что запрет на продажу долгов ЖКХ коллекторам ввели ещё в 2019 году. Однако ушлые УК и ТСЖ в некоторых регионах быстро нашли выход: «вышибалы» работали как бы от их имени, но по доверенности. Действовали по привычной схеме: нагоняли страх, расписывали мрачные перспективы, донимали звонками. Сейчас прикрыли и эту лазейку», -рассказала руководитель РЦОК СПб НП «ЖКХ Контроль» в эфире радио «Бизнес ФМ».
Так какие инструменты воздействия на совесть и кошелёк должников остались? Их не так много: начисление пеней, ограничение услуг, внесение в чёрные списки и судебное взыскание.
После решения суда о взыскании долга выдаётся исполнительный лист, который идёт в Федеральную службу судебных приставов. Та возбуждает исполнительное производство, ищут доходы и имущество должника, продают его на торгах и постепенно гасят задолженность.
В особо запущенных случаях, когда долг больше 500 тыс. рублей и имеет многомесячную историю, кредитор может обратиться с заявлением о признании должника банкротом. Процедура банкротства высвечивает всё имущество человека и действует куда быстрее приставов. Однако процесс этот сложный. Поставщиками услуг ЖКХ он применяется редко.