РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ
ЗА ПРОЖИВАНИЕМ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

Закон о порядке рассмотрения обращений граждан не касается управляющих организаций

Арбитражный суд Поволжского округа напомнил прокуратуре, что на управляющую организацию не распространяется Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Жилец многоквартирного дома в г. Каменка Пензенской области обратился с обращением к МУП «Каменская горэлектротеплосеть» через государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства с просьбой предоставить сведения по ранее направленным обращениям. В этот же день представитель предприятия ответил, что учет заявок и звонков аварийно-диспетчерской службы предприятия осуществляют сотрудники указанной службы, в связи с чем было рекомендовано обратиться непосредственно в аварийно-диспетчерскую службу.

Не согласившись с таким ответом, гражданин обратился в прокуратуру с просьбой привлечь виновных лиц к административной ответственности. Прокуратура решила, что предприятие в нарушение статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в своём ответе ненадлежащим образом рассмотрело довод обращения.  Руководитель предприятия получил представление об устранении нарушений закона.

Предприятие потребовало в суде признать представление недействительным (дело № А49-13068/2019)

В подтверждение заявленных требований истец указывал, что представление внесено необоснованно, так как Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» не может применяться при рассмотрении обращений, поступивших через информационную систему ГИС ЖКХ. В дополнении сослался на вступившие в законную силу судебные акты Каменского городского суда, где оценивались обстоятельства рассмотрения обращения этого же собственника.

Арбитражный суд Пензенской области удовлетворил требования истца. Свое решение обосновал тем, что уже ранее по заявлению жителя МКД районным судом рассматривались дела № 2-895/2019 и № 2-897/2019. В этих решениях указано, что «поскольку обращение третьего лица направлено через личный кабинет в системе ГИС ЖКХ, то предприятие считается исполнившим свою обязанность по размещению сведений». Т. е. требования ФЗ № 59-ФЗ на данные отношения не распространяются. Областная прокуратура не согласилась с решением суда и обжаловала его.

Вышестоящие суды оставили решение без изменения

Судебная коллегия изучила доводы ответчика и оставила решение без изменения. Свою позицию по данному вопросу обосновала тем, что:

  • данные правоотношения носят гражданско-правовой характер и не свидетельствуют об осуществлении Предприятием публично значимых функций, следовательно, требования Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» на них не распространяются;
  • факт несогласия жильца с содержанием ответа не свидетельствует о его незаконности.

Неделю назад Арбитражный суд Поволжского округа отказал в удовлетворении кассационной жалобы и оставил решения нижестоящих судов без изменения.  Судебная коллегия указала, что суды пришли к правильному выводу об отсутствии у прокуратуры законных оснований для внесения представления.

Напомним, что такая позиция судов сформировалась на основе Постановлений Верховного Суда РФ, в которых он признал незаконным привлечение управляющих организаций к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение порядка рассмотрения обращений, предусмотренного законом №59-ФЗ (Постановления ВС РФ от 22 октября 2018 г. N 88-АД18-2, от 14 февраля 2019 г. № 88-АД19-1, от 15 февраля 2019 г. № 48-АД19-2 и № 88-АД19-2).

Автор: Юлия Медведева