РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ
ЗА ПРОЖИВАНИЕМ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

Вводятся новые штрафы за отказ УО рассмотреть требование потребителя

30 октября вступит в силу новый Федеральный закон, которым внесены изменения в КоАП РФ. Законодатели утвердили повышенные штрафы за навязывание услуг и уклонение от рассмотрения требований потребителя. Санкции коснутся и предприятий сферы ЖКХ, что негативно отразится на содержании и ремонте МКД.

 Федеральным законом от 19.10.2023 № 505-ФЗ в ст. 14.8 КоАП РФ введены дополнительные составы правонарушений. В пояснительной записке к проекту  НПА авторы указывали, что поводом для разработки поправок стали случаи навязывания услуг при покупке автомобилей. Но введённые нормы являются общими для всех сфер обслуживания и продажи товаров. Новый № 505-ФЗ вводит:

-Ответственность за навязывание потребителю дополнительных товаров, работ и услуг – штраф для должностных лиц составит от 2 до 4 тысяч, для юрлиц – от 20 до 40 тысяч рублей (ч. 2.1 ст. 14.8 КоАП РФ). При этом прекращает действовать состав нарушения о включении в договор условий, которые ущемляют права потребителя.

-Ответственность за необоснованный отказ или уклонение от рассмотрения требований потребителя, связанных с нарушением его прав (ч. 4.1 ст. 14.8 КоАП РФ). Штрафы для должностных лиц составят от 15 до 30 тысяч, для организаций – от 100 до 300 тысяч рублей.

Мнение руководителя РЦОК СПб НП «ЖКХ Контроль» Аллы Бредец:

«Рассмотрим пример. Управляющая компания своевременно не ответила на заявление собственника или проживающего в квартире по договору, то ее ждет штраф в размере 100 тысяч рублей, как юридическое лицо или 15 тысяч рублей, как сотрудника организации. Имеет место быть в экспертном сообществе мнение, что не надо требовать привлечения управляющих организаций к штрафу, потому что деньги-то организация возьмет из тех сумм, что платят жильцы за ЖКУ. Однако, статья 309 Гражданского кодекса РФ, гласит, что обязательства должны исполняться надлежащим образом. Другими словами, управляющая организация должна надлежащим образом содержать общее имущество, предоставлять коммунальные услуги, отвечать на обращения жителей своевременно. Поэтому не имеет значение, платит ли организация штрафы, из каких денег платит и т.п. Главное, что собственники жилья оплатили ЖКУ, после чего управляющая организация обязана оказать услуги и в том числе, отвечать на обращения собственников и нанимателей.  Данный вопрос регламентирован в постановлении Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами». По общему правилу, срок для ответа на запрос собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме составляет не более 10 рабочих дней со дня получения запроса».