РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ
ЗА ПРОЖИВАНИЕМ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

В Государственной Думе прошел «правительственный час» по вопросам состояния коммунальной инфраструктуры

Перед депутатами выступили Министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин, заместитель Министра энергетики Евгений Грабчак. Также в обсуждении вопросов развития сферы ЖКХ принял участие заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин

В Государственной Думе прошел «правительственный час» на тему «О состоянии коммунальной инфраструктуры и повышении качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг».

 

Перед депутатами выступили Министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин, заместитель Министра энергетики Евгений Грабчак. Также в обсуждении вопросов развития сферы ЖКХ принял участие заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин.

 

Выступили руководители профильных комитетов, представители фракций.

 

К дискуссии по видеоконференцсвязи были подключены представители органов власти 81 субъекта, в зале пленарных заседаний присутствовали руководители регионов – губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, а также глава Республики Северная Осетия – Алания Сергей Меняйло.

 

Парламентский контроль за тарифообразованием

 

Председатель ГД Вячеслав Володин в начале «правительственного часа» подчеркнул, что вопрос тарифообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства должен находиться на парламентском контроле.

«В последнее время начинают вбрасывать тему, что Дума утверждает тарифы. Дума никогда никакие тарифы не утверждала и не утверждает. Тарифообразованием занимаются федеральные органы — это ФАС, регионы и их энергетические комиссии. Но эта тема должна быть под контролем парламента. Мы должны тоже с вами брать, и изучать, и смотреть с точки зрения: а какой рост тарифов, а почему, обоснован он или нет. Но это компетенция исполнительной власти», – сказал Вячеслав Володин.

«В последнее время начинают вбрасывать тему, что Дума утверждает тарифы. Дума никогда никакие тарифы не утверждала и не утверждает. Тарифообразованием занимаются федеральные органы — это ФАС, регионы и их энергетические комиссии. Но эта тема должна быть под контролем парламента. Мы должны тоже с вами брать, и изучать, и смотреть с точки зрения: а какой рост тарифов, а почему, обоснован он или нет. Но это компетенция исполнительной власти», – сказал Вячеслав Володин.

Председатель Государственной Думы также напомнил, что Президентом задача поддержки и модернизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства определена как одна из приоритетных. «Поручения Президента должны исполняться. Тогда будет результат», – подчеркнул он.

Вячеслав Володин предложил направить половину средств, сэкономленных от списанных бюджетных кредитов, в регионы на модернизацию ЖКХ. «Мы с вами должны посмотреть и вопросы, связанные с инвестированием в эту сферу. Если более триллиона освобождается и есть возможность выделить средства, – приоритет модернизации ЖКХ», – добавил он.

 

Соответствующее поручение проработать данный вопрос ко второму чтению проекта федерального бюджета на 2025–2027 года дано Председателю Комитета по бюджету и налогам Андрею Макарову.

Развитие и надлежащее функционирование

 

О ситуации в отрасли жилищно-коммунального хозяйства рассказал Министр Ирек Файзуллин. В частности, он сообщил депутатам, что подготовка к отопительному сезону полностью завершена. В Курской, Брянской и Белгородской областях она находится под особым контролем, уточнил глава Минстроя.

 

Кроме того, Ирек Файзуллин предложил внедрять в регионах цифровые решения в сфере ЖКХ для обеспечения комплексной модернизации отрасли. «Требуется создать единую платформу учета ресурсов, а также внедрить повсеместное использование умных счетчиков», — сказал Министр.

 

Ирек Файзуллин добавил, что основными документами в коммунальном хозяйстве являются схемы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. По его словам, от их уровня проработанности напрямую зависит эффективность работы системы. «Минстроем подготовлен законопроект по ежегодной актуализации схем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, а также передача полномочий по их утверждению на уровне региона. Важно синхронизировать мероприятие схем с генеральными планами, которые, в свою очередь, должны учитывать корректный прогноз демографических показателей», — сообщил он.

 

Глава Минстроя также заявил о необходимости исключить создание избыточных мощностей, а также пересмотреть подходы к резервированию потребителей мощностей, потому что очень часто они остаются невостребованными.

 

Кроме того, Министр строительства и ЖКХ рассказал в ходе «правительственного часа», что более 40 % коммунальных сетей в нашей стране нуждаются в замене. «Порядка 43 % сетей в настоящее время нуждаются в замене, — отметил он. — Следствием высокого износа является аварийность».

 

По словам Министра, на решение этих задач направлен федеральный проект «Модернизация коммунальной инфраструктуры», который будет включать в себя все действующие и планируемые меры поддержки. «Регионам предстоит большая работа для того, чтобы обеспечить сбалансированность всех источников финансирования, чтобы сформировать источники для замены сетей», — сказал Ирек Файзуллин.

 

Запасы топлива в регионах РФ перед отопительным сезоном выше нормативов, паспорта готовности будут выданы к середине ноября, заявил заместитель Министра энергетики Евгений Грабчак.

 

По его словам, каждый регион провел противоаварийные тренировки для оценки адекватности и реалистичности планов реагирования на возможные аварийные ситуации. «К устранению нарушений готовы более 23 тыс. аварийно-восстановительных бригад, оснащенных необходимой техникой и материалами. Запасы топлива уже сформированы выше установленных нормативов, в том числе в рамках северного завоза. Завершается реализация годовых планов инвестиционных ремонтных программ», — отметил он.

 

«Мониторинг хода подготовки проводим ежемесячно, а по объектам в зоне риска проходят выездные проверки. До середины ноября будут подведены итоги оценки готовности, выданы паспорта», — добавил замглавы Минэнерго.

 

«В сфере теплоснабжения предлагаем по аналогии с электросетями ввести институт системообразующей единой теплоснабжающей организации, отвечающей за эксплуатацию бесхозяйных сетей и оказывающей содействие в устранении аварий даже не на своих сетях», – сказал Евгений Грабчак. Сейчас подобный институт действует в электросетевом комплексе.

 

Дефицит электроэнергии из‑за майнинга

 

Также Председатель ГД поднял в ходе «правительственного часа» проблему дефицита электроэнергии, который возникает в регионах из‑за строительства дата-центров, занимающихся майнингом.

 

«Есть регионы, где именно из‑за строительства дата-центров, тех, кто занимается майнингом, образуется дефицит электроэнергии, который влияет на такие важные вопросы, как уже гарантированное энергообеспечение населения, теплообеспечение. У нас же есть субъекты Российской Федерации, где производство электроэнергии в разы превышает потребление. Это все надо регулировать. Если надо поправить законодательство, давайте», – подчеркнул Председатель ГД.

 

Замминистра энергетики Евгений Грабчак отметил, Министерство выступает за запрет майнинга в регионах с дефицитом электроэнергии.

 

«Мы выступаем с инициативой о том, что в дефицитных регионах майнинг должен быть запрещен на период дефицитов. В регионах, где у нас субсидируется электроэнергия, где у нас зоны регулируемых договоров, также майнинг не должен по этим регулируемым договорам и субсидированным ценам подключаться к электросети. Да, для майнинга целесообразно отменить недискриминационный подход и стимулировать их в зонах дефицита переходить на собственную генерацию», — подчеркнул Евгений Грабчак.

 

Он отметил, что непрогнозируемые нагрузки на энергосистему, вызванные ростом потребления ее майнерами, стали проблемой. «Мы вынуждены реагировать на рост таких нагрузок, принимать решение о строительстве дополнительной генерации. Все затраты на эту генерацию транслируются в тарифные решения, чем, по сути, мы помогаем этим майнерам, дополнительно финансируя их деятельность. Конечно, это неправильно, и закон, который приняла Госдума, позволяющий Правительству ограничивать майнинг в отдельных регионах, поможет нам в этом», — сказал Евгений Грабчак.

Позиция профильных комитетов

«Стратегическая задача — это полномасштабный пересмотр основ функционирования отрасли. Для ее успешного преобразования необходима тесная увязка избранной стратегии с пространственным развитием страны, градостроительными планами и демографическим прогнозом, а также нормативное обеспечение данной стратегии», – уверен Олег Морозов.

 

По словам Председателя Комитета по контролю, серьезной доработки требуют тарифные механизмы, которые порой не согласуются ни с потребностями граждан, ни с их возможностями, а иногда и со здравым смыслом. «Принципиально изменить ситуацию можно, создав комплексную мотивацию для ресурсообеспечивающих компаний к поиску качественных и одновременно низкозатратных решений», – отметил он.

 

Председатель Комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов обозначил две ключевые задачи, которые сейчас стоят перед отраслью ЖКХ: «Первая — это стабильное прохождение этого и следующего отопительного сезона, вторая — программа глобальной модернизации системы ЖКХ, которая жизненно сегодня необходима».

 

Председатель профильного комитета также подчеркнул важность повышения энергоэффективности и учета ресурсов. «Любой разговор о модернизации системы ЖКХ без решения проблемы энергоэффективности и учета не даст существенного результата. Но это не просто поставить счетчики, а создание системы учета коммунальных ресурсов на всех стадиях от производства до потребления», — заявил Сергей Пахомов.

 

«Второй блок — это инвентаризация, диагностика, а затем и государственная регистрация прав на объекты и земельные участки под ними. Без этих шагов в сфере ЖКХ не возникнет достоверной оценки потребности во вложениях. В муниципалитетах огромное количество бесхозного имущества, которое сегодня обслуживается без тарифа», — обратил внимание Председатель Комитета по строительству и ЖКХ.

 

Кроме того, Сергей Пахомов напомнил, что раз тарифы регулирует государство, то и их формирование должно быть единым и понятным для всех — и для жителей, и для инвесторов.

 

С тем, что главная задача сегодня — это безаварийное прохождение отопительного сезона, согласился Председатель Комитета по энергетике Николай Шульгинов.

 

«Одной из первоочередных задач Правительства должно стать скорейшее внесение в Государственную Думу проекта федерального закона об административной ответственности субъектов теплоснабжения за неготовность к отопительному периоду и несоблюдение требований к разработке схем теплоснабжения. Не менее важно оперативно принять необходимые подзаконные акты к уже принятому закону без проведения процедуры оценки регулирующего воздействия. Соблюдение процедуры не должно быть выше целесообразности обеспечения норм энергетической безопасности», — уверен Николай Шульгинов.

 

Также важно, по словам Председателя Комитета по энергетике, решить проблему увеличения объемов модернизации тепловой инфраструктуры. В своем выступлении на «правительственном часе» Николай Шульгинов обратился к Правительству РФ с предложением при разработке программы модернизации коммунальной инфраструктуры предусмотреть выделение финансирования для реконструкции, капитального ремонта, модернизации объектов когенерации и магистральных сетей. Поскольку более трети общего отпуска тепловой энергии и более четверти протяженности тепловых сетей приходится на эти объекты, повышение надежности их работы должно быть в приоритете, отметил депутат.

 

Мнение фракций

 

Со своими предложениями выступили представители фракций.

 

Так, Первый заместитель Председателя Комитета по строительству и ЖКХ Роман Лябихов (КПРФ) подчеркнул важность оказания помощи регионам, чтобы они без проблем прошли отопительный сезон. По его словам, депутаты готовы помогать в случае необходимости решать вопросы на законодательном уровне. «Но мы также должны понимать, что ЖКХ – это, в первую очередь, муниципальное хозяйство, ответственность за которое лежит на мэрах и, во вторую очередь, на субъектах», – отметил парламентарий.

 

Также во фракции КПРФ предлагают передавать бесхозные сети поставщику в качестве имущества. «Важно контролировать взаимосвязь затрат на их ремонт в объеме не менее амортизационных отчислений по данному имуществу. Этим мы решаем вопросы надлежащей эксплуатации тепловых сетей и возможности использовать ресурсы по их эксплуатации для эксплуатанта», – уточнил он.

«Высокий износ коммунальной инфраструктуры сегодня является основным фактором потери ресурсов в сетях и их аварийности. По официальным данным более 40 % объектов инженерной инфраструктуры нуждается в замене», — отметил Первый заместитель Председателя Комитета по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев (ЛДПР).

 

Депутат также обратил внимание на проблему концессионных соглашений в этой сфере. «Этот механизм был введен для привлечения частных инвестиций в эту область. Большинство соглашений не содержит инвестиционных обязательств концессионеров. Либо сроки по ним бесконечно передвигаются. Решением проблемы мы видим ужесточение правового регулирования концессий в ЖКХ», — сказал Владимир Кошелев.

 

По мнению заместителя Председателя Комитета по строительству и ЖКХ Александр Аксёненко («Справедливая Россия — За правду») считает, что точечное обновление коммунальных сетей не изменит сложившейся ситуации в сфере, необходима «дорожная карта» модернизации ЖКХ с четкими сроками и финансированием.

 

«Нужно учитывать финансовую доступность услуг ЖКХ для населения. Если доля домохозяйств, которая получает субсидии, не превышает определенный уровень, это значит, что услуга становится недоступной и нужно сдерживать тариф», — сказал он.

 

Фракция «Новые люди» разрабатывает законопроект по восстановлению для регионов ограничения роста тарифов для населения за каждый вид коммунальной услуги, сообщила в своем выступлении от фракции заместитель Председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Сардана Авксентьева.

 

«Это обеспечило бы прозрачность тарифного регулирования и исключило бы возможность для недобросовестных ресурсоснабжающих организаций устанавливать тарифы, значительно превышающие предельный индекс изменений, вносимые гражданами платы за коммунальные услуги», — сказала парламентарий. По ее словам, в профильном министерстве также поддерживают необходимость введения единого платежного документа.

 

«Есть две основные задачи в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Это стабильное прохождение ежегодного отопительного зимнего периода и обеспечение бесперебойного снабжения коммунальными услугами. И вторая задача – это системные решения в сфере ЖКХ на основе установления приоритетов развития и выделения системных проблем», — сказал Первый заместитель Председатель Комитета по строительству и ЖКХ Павел Качкаев («Единая Россия»).

 

Также депутат отметил. что в последние годы достаточно много средств вкладывается в модернизацию коммунальной инфраструктуры и национальные проекты.

Ссылка: http://duma.gov.ru/news/60228/