РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ
ЗА ПРОЖИВАНИЕМ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

Собственник всегда «виноват»?

При обсуждении сферы управления многоквартирными домами (МКД) одним из основных вопросов становится проблема обеспечения паритета ответственности между потребителями и поставщиками услуг. В условиях существования целого клубка противоречий в положениях Жилищного и Гражданского Кодексов и правоприменительной практики, спикер Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ « ЖКХ Контроль», предложила в первую очередь предпринимать следующие шаги: определить перечень обязательных работ и новых требований по техническому содержанию МКД; внедрить экономически обоснованную методику расчета платы за содержание общего имущества многоквартирного дома; разработать пакетные предложения услуг для собственников по типу «эконом», «комфорт» и «премиум»; упростить процедуру организации общих собраний собственников.

 

В своем выступлении Сергей Купченко, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, акцентировал внимание на «закрытости» многих управляющих компаний, которые не отвечают на вопросы потребителей:

 

«Все наши законодательные нормы, все наши требования и работа сводятся на “нет”, потому что грамотный житель, обращаясь в такую управляющую компанию, сталкивается с воинствующей некомпетентностью ее руководства. Для решения вопросов приходится обращаться в Государственную жилищную инспекцию, которая рассматривает вопрос в течение нескольких месяцев, а тем временем потребитель тщетно ждет учета своего мнения, разъяснения причин повышения тарифов и встречи с теми специалистами, которые смогут эти объяснения дать».

 

Ирина Генцлер, директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города», выразила мнение, что идеальная картина мира, в которой каждый житель МКД является экспертом в жилищной грамотности, недостижим, поскольку наше общество развивается по пути специализации. «Если мы сегодня коснемся профессионализма управляющих компаний, то его вообще нет. И, если говорить о чьем-либо повышении квалификации, то в первую очередь, необходимо повышать квалификацию именно управляющих компаний», – считает спикер. – Просвещать потребителей, давать им знание основ, конечно, полезно и нужно, но нельзя забывать, что в настоящее время жители МКД совершенно беззащитны перед управляющими компаниями, и эту проблему нужно решать в первую очередь».

 

Мнение Ирины Генцлер поддержал и следующий спикер Александр Козлов, руководитель проекта «Школа грамотного потребителя», уточнив, что мы должны стремиться к появлению потребителей – «квалифицированных заказчиков», при этом одновременно повышая уровень профессионализма управляющих организаций.

 

Юрий Кузин, заместитель начальника государственной жилищной инспекции – заместитель главного государственного жилищного инспектора Санкт-Петербурга, представил третью сторону – контролирующего органа, который должен защищать права потребителей. Спикер обратил внимание, что основная причина конфликтов между управляющими компаниями и жителями МДК кроется в завышенных ожиданиях потребителей, возникающих из-за незнания рынка услуг и объема собираемых средств. В этом году, по словам Юрия Кузина, инспекция получила около 7000 обращений, из которых только 10% (700 жалоб) действительно содержали свидетельства неправильных расчетов тарифов УК.

 

Сергей Ходьков, начальник управления по работе с управляющими компаниями Жилищного комитета Санкт-Петербурга, акцентировал внимание на проблемах в пользовании системой «ГИС ЖКХ», например, до сих пор в программу не внесены изменения в Жилищном Кодексе, которые были приняты летом 2020 года; интерфейс программы сложен в использовании; на осуществление некоторых операций затрачивается слишком много времени, а некоторые данные и роли участников система просто не распознает.

 

Кирилл Пищальников, руководитель и ведущий программы «Телекурьер», 78 канал, Санкт-Петербург, и Дмитрий Нифонтов, член Правления РОО «Наш дом на Неве», юрист, перешли к обсуждению негативного влияния мифов, до сих пор существующих в сфере ЖКХ, которые часто и приводят к появлению необоснованных жалоб потребителей. При этом, не стоит забывать и о том, что в кругу управляющих компаний также живет стойкое опасение, что повысившие свою грамотность потребители откажутся от их услуг, поэтому УО не заинтересованы в распространении информации.

 

Александр Евсеев, председатель общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики», председатель комиссии по экологии, ЖКХ и развитию территорий Общественной палаты Удмуртской Республики, исключил в качестве возможного решения «огосударствление» или монополизацию сферы управления МКД. Усилия государственной политики и управляющих компаний, в понимании спикера, должны быть направлены на то, чтобы объяснить потребителям систему взаимодействия структур в сфере ЖКХ.

 

Оживленную дискуссию также поддержали эксперты: Ольга Акацевич, главный государственный жилищный инспектор Санкт-Петербурга, Владислав Воронков, руководитель проекта «Школа грамотного потребителя» в Санкт-Петербурге, Дмитрий Захаров, директор ООО «ЖКС № 2 Кировского района Санкт-Петербурга», Вера Гробовенко, председатель Совета МКД (г. Воронеж, бульвар Победы, 7) и Ольга Фролова, эксперт НП «ЖКХ Контроль» (г. Воронеж).

 

Подвела итоги мероприятия модератор – Алла Бредец, руководитель РЦОК СПб НП «ЖКХ Контроль», председатель Правления РОО «Наш дом на Неве».

Спонсором онлайн-события выступил – «Газпромбанк» (Акционерное общество). Трансляция доступна на сайте мероприятия.

https://expoconf.online/povyshenie-zhilishchnoi-gramotnosti#video