Петербургская "снежная реформа", вдохновлённая московским опытом, вряд ли поможет купировать ежегодные проблемы. По мнению экспертов, перенимать у столицы нужно в первую очередь систему управления и объёмы финансирования.
Минувшая зима оказалась для Петербурга менее снежной по сравнению с прошлой — за период с ноября 2022–го по февраль 2023–го в городе выпало 198 мм осадков, что на 27% ниже показателя зимы 2021–2022 годов, запомнившейся метелями, которые принёс с собой циклон "Бенедикт". При этом количество выпавшего снега в Северной столице оказалось почти таким же, как в Москве, но даже запуск реформы системы уборки пока не помог Смольному приблизить город к столичному уровню чистоты улиц и их безопасности для перемещения жителей.
Невысокие темпы
После того как в январе 2022 года Петербург столкнулся с коллапсом из–за неожиданно выпавшего снега, вице–губернатор Анатолий Повелий анонсировал "снежную реформу". В качестве её цели провозгласили ликвидацию "лоскутного одеяла ведомственной принадлежности" в системе чистки городских улиц. Обслуживание внутриквартальных территорий решили передать от множества разрозненных подрядчиков напрямую районным жилищным агентствам.
Официально реформа стартовала с января этого года, но прочувствовать все достоинства новых методов петербуржцы смогут только следующей зимой. До июля часть территорий всё ещё убирается по контрактам, которые разрываются с исполнителями по мере укомплектования штатов жилагентств необходимым количеством дворников. К 10 марта, по данным жилищного комитета, в обслуживание РЖА передано только 32% дворовых территорий Петербурга.
Московский дуэт
Ориентиром для Санкт–Петербурга в "снежной реформе" является Москва, где практически весь город убирают два суперпредприятия. ГБУ "Автомобильные дороги" отвечает за очистку столичных дорог от снега и его вывоз с обочин. В Петербурге, к слову, на 18 районов приходится восемь специализированных дорожных предприятий, самое крупное из которых — СПб ГУДП "Центр" — работает в семи районах. Все дорожные службы города начнут переходить под прямое государственное регулирование только на втором этапе реформы.
Тротуары Москвы находятся в ведении ГБУ "Жилищник". Это не совсем единая структура: каждый из 125 районов столицы имеет своё подразделение организации, но едины механизмы контроля и согласования. Создание "главного" жилагентства в Петербурге пока не предполагается.
Московская централизованная система обладает преимуществами, говорят в беседе с "ДП" столичные эксперты. Среди удобств главный редактор портала "Дом и двор" Павел Степура отмечает выгоду в закупках техники — оптовые партии аналогичных машин всегда выходят дешевле, чем в случае, когда каждый подрядчик сам обеспечивает себя оборудованием.
"Преимущество концентрации полномочий в “Жилищниках” также заключается в бесшовном выполнении работ. Нет такого, что этот кусок тротуара убирает ГБУ, этот — подрядчик, а следующий уже переходит в другой район к новому подрядчику. В этом случае нужно согласовывать графики работ, чего никто никогда не делает", — говорит Павел Степура, добавляя, что, по его оценке, около 80% дворов Москвы сегодня убираются за счёт бюджета города.
Денежный снегопад
Однако специалисты утверждают, что только подшиванием "лоскутного одеяла" побороть проблему с уборкой снега в Петербурге не получится. Одна из главных сложностей — финансирование.
В октябре 2022 года губернатор Александр Беглов рассказывал, что к наступающей зиме в городе планируется подготовить около 1,6 тыс. единиц спецтехники. В рамках реформы также идёт обновление и наращивание парка — в 2022 году на закупку 1160 машин потратили 4,3 млрд рублей.
Для сравнения: к чистке столичных улиц после снегопада в ноябре 2022 года, как тогда заявлял заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Пётр Бирюков, привлекли сразу 14,2 тыс. единиц различных уборочных и снеговывозящих машин. Даже если учесть, что значительная часть этого количества — небольшие мотоблоки, почти десятикратная разница в количестве техники при сопоставимой общей протяжённости улиц не может не сказываться на результатах.
"Денег в Москве действительно больше, причём намного. То количество средств, которое выделяется в столице, несопоставимо ни с одним другим регионом", — утверждает Павел Степура.
В то же время эксперт в сфере ЖКХ Виктор Федорук не считает, что денежный дефицит может являться оправданием некачественной уборки в Петербурге. По его словам, город проигрывает в этом вопросе и многим другим областным городам России, а уровень организации процессов довольно далёк от столичного.
"Я из своего окна вижу, как в Москве по прогнозу погоды машины выстраиваются для чистки снега. Он ещё не пошёл, а техника уже готова его убирать, потому что получила сводку о приближающемся сильном снегопаде. В Петербурге я такого не наблюдал", — делится эксперт.
Разруха не на тротуарах
Эффект оказывает не просто сама централизация полномочий или субсидии, но и отношение руководства региона к исполнению своих обязанностей, полагает Виктор Федорук. "Если руководство надеется только на “Жилищники”, то работа успешно не пойдёт — необходимо контролировать, ставить задачи, проверять их исполнение", — считает эксперт.
Без выстраивания системы никакие деньги не помогут наладить уборку, говорит Павел Степура. "Средств можно влить сколько угодно, но ничего не выйдет, если не выстроены управление и механизмы контроля начиная от первоначальной постановки задач — пути уборки, времени, карт и т. д. Главам районов нужно ездить и смотреть, контролировать процесс — без этого никак", — говорит он.
Президент Санкт–Петербургской ассоциации собственников жилья и их объединений Гульнара Борисова против такого ручного регулирования. "Не должен глава района заниматься дворниками, должна работать система. Мы же не подводим стрелки часов каждые две секунды — они идут сами. А чтобы система функционировала, надо её настроить, а в этой части у нас провал. У нас нет того, кто может наладить и правильно запустить механизмы, либо есть, но этих людей не привлекают к данной работе, так как на уборку города выделяются большие деньги и “пилят” их люди, приближенные к власти", — считает Гульнара Борисова.
Она добавляет, что как простой житель города изменений в качестве уборки снега не заметила, ситуация даже ухудшилась. Сама же "снежная реформа", по мнению эксперта, скорее похожа на "лёгкую имитацию".
В Москве система уборки снега работает централизованно, что имеет как плюсы, так и минусы. Преимущество в том, что в авральный период она функционирует в мобилизационном режиме. Когда наступают мощные снегопады, она может отреагировать, напрягая все свои силы, — и справляется. Хотя на самом деле совсем не идеально — этой зимой были периоды по несколько недель, когда не чистили даже улицы, не говоря уже о дворах. В повседневной жизни система работает на среднем уровне либо ниже. Поступают жалобы на бездействие "Жилищника", халтуру. Это реальности централизованного механизма. Ещё один минус — эта система очень архаична по своей природе, она не содействует развитию города и выталкивает из сферы ЖКХ малый бизнес. Разношёрстные подрядчики в период авралов могут быть плохи, что–то менять в этом надо, но само наличие разных исполнителей (в виде, как правило, малого бизнеса) — позитивный факт, который устремлён в будущее, в модернизацию системы управления городом. Система крайне затратная. Москва может себе такое позволить только потому, что у города уникальная финансовая позиция, огромный бюджет. И при этом он, конечно, непрозрачный. И во сколько эта чуть большая эффективность во время авралов по сравнению с Петербургом и другими городами обходится налогоплательщику, никто толком не знает.
По моему мнению, каких–то серьёзных изменений в работе ни комитета по благоустройству Санкт–Петербурга, ни районных жилищных агентств не случилось. Жилагентства начали реализовывать реформу только с января 2023 года и ещё не охватили всю территорию, которая входит в их административные районы. Ожидаемого количества дворников и механизаторов город так и не получил, несмотря на предлагаемую конкурентную заработную плату. Если учесть отзывы в соцсетях, обращения граждан и число травм, полученных горожанами, говорить о том, что эта зима была более благоприятна для петербуржцев, я бы не стала. Петербургу ещё очень далеко до Москвы. У нас нет такого объёма техники, а даже ту, которая была закуплена, мы в полной мере на наших улицах так и не увидели в силу разных причин. Чтобы в городе что–то изменилось, всё равно необходимо уходить от "лоскутного одеяла". Я считаю, что эти функции должны исполнять не коммерческие структуры, а государство. Я несколько раз в неделю бываю в районе Смольного — там картина всегда идеальная, всё соответствует регламенту. Там не бывает снега, наледи, никакого мусора, работает техника. Если бы все улицы убирали так, как около Смольного, наверное, у горожан не было бы никаких замечаний.
Илья Словесный «Деловой Петербург» https://www.dp.ru/a/2023/03/22/Slepili_iz_togo_chto_bilo