Петербургскую компанию ООО "Лайн" оштрафовали на 100 тыс. рублей за незаконный ремонт в "Доме Алюшинского". Такое решение 7 июня вынес Петроградский районный суд.
Бизнесменов признали виновными в нарушении законодательства об охране объектов культурного наследия, сообщила объединённая пресс-служба судов Петербурга. По материалам дела, компания сделала самовольную перепланировку в принадлежащем ей помещении на первом этаже дома на Большом проспекте ПС, 69 лит. А.
Незаконный ремонт в ноябре пошлого года обнаружили сотрудники комитета по государственному контролю и охране памятников (КГИОП). Через окно они увидели незаконно восстановленное межэтажное перекрытие и устройство бетонной стяжки без разрешения.
Ведомство обратилось в суд с иском против владельца помещения.
Дом на Большом проспекте Петроградской стороны, 69, был построен в 1911 году. Это доходный дом И. Ф. Алюшинского в стиле модерн. Архитектор — Д. Устругов. В 2001 году здание включено КГИОП в перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, культурную ценность.
Комментирует руководитель РЦОК СПб НП «ЖКХ Контроль» Алла Бредец
Перепланировка — это изменения связанные со сменой конфигурацией помещений, изменением назначения помещений. Т.е. перепланировка подразумевает под собой снос или возведение стен, перегородок; устройство или заложение дверных проемов, арок, проходов; демонтаж, установка или перемещение сантехнического оборудования, плит. Все вышеперечисленное требует соответствующего согласования. Каждая серия домов в Санкт-Петербурге имеет свои индивидуальные особенности согласования перепланировки. Для более четкого понимания, уточняю, что КГА (Комитет по Градостроительству и Архитектуре) и КГиОП (Комитет по Охране и Использованию Памятников) – исполнительные органы государственной власти, решающие вопросы градостроительства и архитектурного развития Санкт-Петербурга. Взаимодействие с этими органами, а именно – получение от них разрешений, необходимо при проектировании и строительстве зданий различного назначения. Согласование КГА требуется не только для нового строительства, но и при планировании реконструкции или изменения фасадов уже существующих зданий, которое заключается:
в устройстве отдельных входов;
в создание пристроек, пандусов;
в изменение конструкции фасада;
в размещении наружной рекламы;
в установке выносных кондиционеров, воздуховодов, козырьков и пр.
Если согласование проектной документации в КГА требуется во всех случаях, то обращение в КГиОП для получения разрешения необходимо, когда планируется реконструкция объекта, являющегося памятником, или запланировано строительство в охранной зоне данного комитета. В любом случае согласование КГиОП и КГА – довольно нелегкая процедура, для которой необходимо собрать и подготовить комплект документов.
Какой порядок проведения работ на объектах культурного наследия?
В силу федерального законодательства объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения изменения их облика и интерьера, предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от любых негативных воздействий.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) на территории памятника или ансамбля запрещается проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов.
В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Таким образом, проектные и производственные работы в отношении объекта культурного наследия могут проводиться исключительно в рамках работ по сохранению и требуют получения разрешительной документации.
Соответствующие требования распространяются в том числе и на случаи установки (размещения) на объектах культурного наследия, а также на их территориях устройств для передачи (приема) сигналов электросвязи, носителей информации, электроосветительного оборудования, кондиционеров, устройства балконов, лоджий, навесов, устройства и(или) изменения дверных и оконных проемов, установки новых типов оконных и дверных блоков, остекления лоджий и балконов, размещения автостоянок, объектов общественного питания и мелкорозничной торговли, размещения причалов для водного транспорта, совершения иных действий по переоборудованию и переустройству объектов культурного наследия в рамках осуществления мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных КГИОП, в соответствии с документацией, согласованной с КГИОП, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Основанием для принятия КГИОП решения о возможности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является заключение государственной историко-культурной экспертизы (статья 32 Федерального закона №73-ФЗ) и производится до начала таких работ (пункт 1 статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ).
Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного лица на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Порядок проведения указанной экспертизы определен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе».
Кроме того, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами.
Работы по сохранению проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. В настоящее время приняты ряд государственных стандартов, подлежащих применению при проведении работ, например, «ГОСТ Р 55528-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 593-ст).
Лица, разрабатывающие проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство работами и авторский надзор до дня выполнения указанных работ.