РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ
ЗА ПРОЖИВАНИЕМ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

Корректировка счетов должна стать автоматической, полагают защитники прав потребителей

Правозащитники обратились в Минстрой РФ с предложением сделать автоматическим перерасчет платежей граждан за услуги ЖКХ ненадлежащего качества. Это особенно актуально при расчетах за отопление и водоснабжение. Сейчас изменение размера платы фактически ложится на плечи потребителей, а сама по себе процедура перерасчета достаточно затратная с точки зрения времени и сил, пояснили «Известиям» в Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). При этом проблема недополученных услуг ЖКХ или их качества будет расти, уверены эксперты, поскольку износ оборудования, например по водоснабжению, уже достиг 50%.

Почти треть россиян (28,5%) заметили ухудшение качества жилищно-коммунальных услуг за последний год, показал опрос КонфОП. В организации считают такой результат закономерным, поскольку раньше в этой сфере был федеральный надзор, а сейчас всё перешло на местный уровень.

 

— В результате получается, что качество услуг ЖКХ контролируют службы, которые подчиняются местным властям, которые, в свою очередь, эти компании и учреждают. Очевиден конфликт интересов. В итоге потребители чаще всего получают в ответ на свои обращения и жалобы отписки, — прокомментировала юрист КонфОП Диана Сорк.

Именно участившиеся факты неудовлетворительной работы ЖКХ, уверена она, остро ставят вопрос перерасчета платежей в меньшую сторону в периоды, когда жильцы не получали услуги в полном объеме. В частности, юрист привела пример отопительного сезона 2023–2024 годов, когда жители Москвы, Подмосковья и ряда российских регионов столкнулись с отсутствием отопления или недостаточным обогревом жилья.

Это связано с износом основных фондов, пояснили в общественной организации. Но проблемы ЖКХ вынуждены оплачивать собственники, которые и так видят всё большие суммы в своих платежках.

 

Поэтому, рассказала «Известиям» Диана Сорк, КонфОП обратилась в Минстрой с предложением дополнить «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах» пунктом, предполагающим автоматический перерасчет платежей при оказании услуг ЖКХ ненадлежащего качества. Для внесения изменений в правила нужна только политическая воля и больше ничего, отметила юрист.

Как объяснила юрист КонфОП, в настоящее время в правительственном постановлении № 354 закреплено право потребителей «требовать в случаях и порядке, которые установлены правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги…», если их качество является ненадлежащим. Но в документе не указано, кто именно ответственен за перерасчет платежей, за исполнителем такой обязанности не установлено, уточнила Диана Сорк.

Инициатива исходит от организации, которая занимается защитой прав потребителей, поэтому заслуживает внимания, сказал эксперт направления «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук. Но он считает, что на практике, если посмотреть на проблему с позиции ЖКХ, могут быть проблемы в применении автоматического перерасчета.

«Сегодня у нас отсутствуют объективные сведения о факте прекращения подачи коммунального ресурса в квартиру». Условно говоря, только на практике можно выяснить, есть ли в квартире свет, вода, тепло или нет. И после этого начинается выяснение, почему так произошло. Для этого бывают разные причины, — заметил эксперт.

«Инициатива автоматического перерасчета платежей за услуги ЖКХ открывает возможности для их решения через инновации и технологии.  Рынок ЖКХ — консервативная сфера, в которую инновации проникают не так быстро, как, например, в банкинг или телеком. Хотелось бы, чтобы это не  повлияло на величину тарифов на коммунальные услуги для населения»,-рассказала член Правления РОО «Наш дом на Неве» Алла Бредец.