Управляющая организация должна ежегодно отчитываться о своей работе. Однако на практике отчетность УК вызывает много вопросов.
Вы найдете в этой статье:
◉ Как управляющая организация отчитывается перед собственниками
◉ Где искать отчет управляющей организации
◉ Ответственность за неразмещение отчета в ГИС ЖКХ
◉ Иски собственников об обязании выложить отчет
◉ Оспаривание собственниками годовых отчетов УК
◉ Рекомендации собственниками и управляющим организациям
Как предоставляется отчет.
Управляющая компания в первом квартале каждого года предоставляет собственникам отчет о выполнении договора управления за прошлый год, а ещё размещает этот отчет в ГИС ЖКХ. При этом в договоре управления можно предусмотреть другой порядок отчетности (ч. 11 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).
Управление домом обеспечивается предоставлением собственникам отчетов об исполнении обязательств по управлению домом с периодичностью и в объеме, которые установлены решением собрания и договором управления (подп. «з» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению домами № 416).
Таким образом, как управляющая организация должна отчитываться по конкретному дому, надо смотреть в договоре управления с собственниками этого дома.
Часто собственники никак не пытаются влиять на условия договора управления перед тем, как утвердить его на собрании. Это приводит к тому, что условие об отчетности прописано так, как удобно самой управляющей организации.
Например, может быть прописано, что отчет составляется по форме, утвержденной в самой компании, размещается в ГИС ЖКХ, и при отсутствии возражений собственников в течении 5 дней с момента размещения считается принятым, а указанные в нем работы и услуги – выполненными в надлежащем качестве и полном объеме.
Среди собственников распространено заблуждение, что управляющая организация обязана отчитываться на общем собрании. Это справедливо лишь в случае, если это предусмотрено в договоре управления. Если там такого нет, то по Жилищному кодексу УК обязана лишь «предоставить» (например, она может повесить бумажку на информационных досках) и разместить в ГИС ЖКХ.
Пример: Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции № 88 – 7217/2020.
Суд оставил в силе отказ в иске о защите прав потребителя к управляющей организации из Петрозаводска.
Собственница среди прочего жаловалась на непроведение общих собраний. Однако суд указал:
«В силу части 11 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, если иное не установлено договором управления, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. Однако из существа приведенной нормы права не следует сама форма отображения отчетности, следовательно, ее предоставление не влечет необходимости общего собрания собственников многоквартирного дома».
Другой пример: Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции № 88 – 1922/2019.
Суды отказали собственникам из Красноярска, которые хотели обязать управляющую организацию вернуть деньги на лицевые счета собственников. Они указывали, что «расходы по отчету изначально не согласовывались с собственниками, договоры на исполнение работ и услуг по предоставленному отчету не утверждались общим собранием, совет дома в известность о таких значительных расходах не уведомлялся».
Суд пришел к выводу, что «жилищным законодательством не предусмотрено утверждение отчета управляющей компании о выполнении договора управления общим собранием собственников помещений многоквартирного дома. Доводы истцов в указанной части основаны на неверном толковании закона».
По какой форме предоставляется отчет.
Форму (содержание) отчета можно поискать в договоре управления. Если ее там нет, или написано, что содержание отчета – по усмотрению управляющей компании, то на выходе может получиться абсолютно неинформативная для собственников табличка с несколькими цифрами.
Закон особых требований к форме отчета не предъявляет:
1. Раньше примерные пункты отчета содержались в Приказе Минстроя №411/пр, но он отменен в конце 2018 года Приказом Минстроя России № 696/пр. То есть он не действует больше двух лет. К сожалению, многие в интернете до сих пор на него ссылаются.
2. Есть «форма 2.8», которая утверждена Приказом Минстроя России от 22.12.2014 № 882/пр.
С этой формой проблема в том, что она утверждена для раскрытия информации на сайте Реформа ЖКХ, а управляющие организации сейчас размещают сведения в ГИС ЖКХ. Этот приказ (№ 882/пр) издан в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ 2014 года №988, которое утратило силу с 1 января 2021 года.
Сами утвержденные формы, в том числе форма 2.8, предназначались, чтобы детализировать виды информации, предусмотренные Стандартом раскрытия информации (постановление Правительства РФ № 731), который тоже официально утратил силу с начала этого года.
Тем не менее управляющие организации то ли по привычке, то ли в силу каких-то других причин часто используют именно эту форму.
3. Так как отчет размещается в ГИС ЖКХ, то про него указано в приказе Минкомсвязи России №74, Минстроя России №114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации в ГИС ЖКХ».
Смотреть нужно раздел 10, пункт 15, но там написано очень скромно – отчетность УК состоит из отчета о выполнении договора управления, годовой бухгалтерской отчетности и еще нескольких строк:
Маловероятно, что в договоре управления изменено правило из Жилищного кодекса РФ, действующее «по умолчанию», – о размещении отчета в ГИС ЖКХ. Ещё федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О ГИС ЖКХ» предусматривает, что в системе должен размещаться отчет о выполнении договора управления (п. 38 ч. 1 ст. 6).
Поэтому почти всегда отчет стоит искать именно там.
Для этого в Реестре объектов жилищного фонда находим свой дом:
Внизу появляется дом, нужно выбрать «Сведения об объекте жилищного фонда»:
На открывшейся странице нажать на ссылку «Информация об управлении МКД»:
В свёрнутом меню выбрать отчет по управлению:
Если отчетов нет, то будет написано, что информация отсутствует.
Если отчеты есть, то ГИС ЖКХ позволит выбрать отчетный период и выдаст отчет по нему:
Если на предыдущем этапе нажать на название управляющей организации, то можно глянуть, выложена ли бухгалтерская отчетность. Для этого на открывшейся странице надо выбрать вкладку «Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности»:
Если никаких прикрепленных файлов не видно, значит, за выбранный период отчетность не выложена:
Вот как выглядит страница, если отчетность есть:
Административная ответственность предусмотрена в ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ.
Наказание прописано только для должностных лиц:
«Неразмещение информации в соответствии с законодательством РФ в ГИС ЖКХ или нарушение установленных законодательством РФ порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации
лицами осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами,
- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 рублей».
На практике ничего интересного – именно столько и назначают:
- предупреждение (решение Абаканского городского суда Республики Хакасия по материалу № 12 – 606/2020);
- штраф в размере 5 000 рублей (решение Володарского районного суда г. Брянска по материалу №12 – 143/2020).
Иногда назначенные штрафы признают незаконными из-за процессуальных нарушений, в том числе при истечении срока давности.
Например, решением Благовещенского городского суда Амурской области по материалу № 12 – 950/2020 отменено постановление мирового судьи о назначении наказания в виде предупреждения из-за истечения сроков давности:
«В соответствии с положениями ст. 4.5 КоАП РФ давность привлечения к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ, составляет 3 месяца со дня совершения правонарушения.
Из буквального содержания Приказа Минстроя России № 114/пр следует, что информация об отчете должна быть размещена в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором организация осуществляла деятельность по управлению МКД, если иное не установлено договором управления.
В рассматриваемом случае (отчет за 2018 год) информация должна была быть размещена до 31 марта 2019 года. Следовательно, трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ истек 30 июня 2019 года».
После таких решений руководители управляющих организаций не стесняются обращаться с исками к жилищной инспекции о возмещении ущерба и компенсации морального вреда.
Например, решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края по делу № 2 – 3984/2020 частично удовлетворен иск директора управляющей организации к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края.
В иске директор указал, что мировой судья дважды прекращал производства по делам об административном правонарушении из-за истечения сроков давности. Директор УК понес издержки на юридическую помощь, а ещё он «испытывал чувство унижения, дискомфорта».
Причинение морального вреда суд посчитал недоказанным, а убытки и расходы на представителя взыскал. Вместе с госпошлиной и почтовыми расходами суммарно вышло на 15 000 рублей.
Не только руководители управляющих организаций взыскивают деньги с обидевших их жилищных инспекций. Иногда в суд идут сами собственники: по искам о защите прав потребителя на информацию они просят обязать УК выложить отчет, компенсировать моральный вред и выплатить «потребительский» штраф за отказ решить вопрос до суда.
Приведем примеры за прошлый год.
Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска по делу № 2 – 2824/2020.
Собственница неоднократно обращалась к УК с требованием представить ей отчеты об исполнении договора управления, но эту информацию в полном объеме так и не получила.
Суд запросил у Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области, какая информация по дому в ГИС ЖКХ не размещена.
Пришел ответ, из которого суд сделал вывод: не хватает информации, предусмотренной пунктами 15.1 – 15.4 раздела 10 Приказа №114/пр.
«Поскольку ответчиком не исполнена обязанность, предусмотренная п.10.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ, т.е. факт нарушения прав потребителя установлен, суд полагает возможным удовлетворить требование о взыскании компенсации морального вреда частично в размере 1000 рублей».
Также был взыскан штраф 500 рублей.
Решение Куйбышевского районного суда г. Омска по делу №2 – 2942/2020.
Суд установил, что управляющая компания своевременно не разместила в ГИС ЖКХ информацию относительно многоквартирного дома, а также своевременно не исполнила требования собственника о предоставлении отчетов.
«С учетом всех обстоятельств дела, добровольного исполнения ответчиком требований потребителя до вынесения решения суда, суд полагает возможным взыскать с ООО «УК на Рабкоровской» в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей». К этой сумме прибавился штраф 1500 рублей.
Решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия по делу № 2 – 886/2020.
Собственница обратилась в суд с иском к управляющей организации о возложении обязанности по предоставлению отчета о выполнении договора управления и взыскании компенсации морального вреда. Договор был заключен на год, но досрочно расторгнут по инициативе собственников.
Попытки выпросить у УК отчет после прекращения договорных отношений закончились судом. Он обязал УК предоставить отчет и взыскал 2000 рублей компенсации морального вреда и 1000 рублей в качестве штрафа.
Аналогичное решение Пролетарский районный суд г. Саранска принял по делу № 2 – 924/2020, где собственница помещения из другого дома обратилась с иском к той же УК.
Здесь собственники обычно проигрывают. Они идут в суд, чтобы выразить свое несогласие с указанными в отчете цифрами.
Иногда собственники просто неправильно считают. Размер платы, перечень работ по дому утверждается на срок не менее года, и этот год может не совпадать с отчетным календарным годом. Например, управляющая организация управляет домом с лета прошлого года. Она пока еще не потратила все то, что было запланировано. В отчете такой компании собственники могут увидеть «экономию».
Другие собственники не могут доказать правильность своих расчетов. В это время у управляющей организации всегда найдется документ, подтверждающий какие-либо расходы, отраженные в отчете.
Пример: апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия № 33 – 2583/2020, которым оставлено без изменения решение Сегежского городского суда по делу № 2 – 239/2020.
Истица просила признать за собственниками дома положительный финансовый результат (так называемую экономию в общей сумме 561 тысяч рублей).
Суд отказал:
«Претензии истицы сводятся к несогласию с отраженной в отчетах информацией в части стоимости выполненного текущего ремонта дома и, как следствие, сформированному управляющей компанией финансовому результату за отчетный период. Истица утверждала, что согласно ее самостоятельным расчетам ответчик указывает в своих отчетах о финансово-хозяйственной деятельности недостоверную информацию о финансовом результате своей деятельности…
При этом из материалов дела следует, что расчеты истицы не подтверждены первичными документами, содержат цифры различных периодов деятельности ответчика, складываются ею произвольно…
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в иске, поскольку истицей не представлены убедительные доказательства, опровергающие сведения, отраженные управляющей организацией в отчетах о своей финансово-хозяйственной деятельности».
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Хакасия по делу № 33 – 1303/2020.
Тут отказали председателю совета дома. Она просила внести изменения в отчеты по дому, исключив из перечня работы, которые не утверждались общим собранием собственников, вернуть в резерв излишне израсходованные деньги.
Суд отказал. Он сослался на положения договора управления о выполнении управляющей организацией неотложных работ и указал:
«с учетом способа управления домом, ответчик в силу закона обязан обеспечивать нормативно установленные требования по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома, производству текущего ремонта общего имущества… Доказательств того, что заявленные ответчиком работы проведены не были, стороной истца суду не представлено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что в отчетах об управлении ряд работ ответчиком указывался как выполненный, но фактически работы не выполнялись, при этом денежные средства за такие работы ответчиком были получены, опровергаются материалами дела и установленными судом обстоятельствами».
Собственникам.
Так как универсальной, подробной и обязательной для всех формы отчетности закон не содержит, то собственникам стоит добиться, чтобы нужная им форма и порядок предоставления отчета были прописаны в договоре управления. При этом изменить договор в одностороннем порядке нельзя. Надо договариваться с УК, обсуждать с ней возможность внесения изменений. Если она на это не согласится, то возможность повлиять на содержание договора будет при выборе новой, более сговорчивой управляющей организации.
Инициативной группе или совету многоквартирного дома надо вступить в переговоры и настоять на том, чтобы в договоре была прописана нормальная отчетность.
Из отчета можно будет понять, получила ли управляющая компания себе «экономию». Это деньги, заложенные в размер платы, но не потраченные на работы. По умолчанию эти деньги остаются у управляющей организации, если качество работ не вызывало замечаний. Замечания должны оформляться актами, но на практике они составляются редко. Такой порядок предусмотрен законом (ч. 12 ст. 162 Жилищного кодекса РФ), и изменить его можно лишь путем указания других условий в договоре управления.
Поэтому очень важно обращать внимание на условия договора управления про отчет компании, стараться путем переговоров добиваться более прозрачной процедуры отчетности, сразу прописывать условия про экономию – имеет ли на неё УК право или нет. Это позволит при смене управляющей организации сохранить сэкономленные деньги за домом.
Управляющим организациям.
Управляющая организация тоже должна быть заинтересована в том, чтобы отчетность была прописана в договоре управления. Это уменьшит разногласия с собственниками по форме отчета и порядку его предоставления.
В договоре можно предусмотреть, что отчет размещается в ГИС ЖКХ не в первом квартале, а, например, во втором. По желанию, срок отчетности можно подогнать к окончанию года фактического управления домом, чтобы потраченные деньги хорошо ложились на выполненный годовой перечень работ и услуг.
Материал: https://gkhnews.ru/9522-godovoj-otchet-upravlyayushhej-kompanii-pered-sobstvennikami/