РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ
ЗА ПРОЖИВАНИЕМ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

Бизнес-коммуналка?!

Смотрите интересный сюжет телеканала 78.ru. программа «Телекурьер», эфир от 21.10.21г., по ссылке:

https://78.ru/images/uploads/1634803008882.mp4, с комментариями руководителя РЦОК СПб НП «ЖКХ Контроль» Аллы Бредец.

Один из важнейших вопросов, которые волнуют хозяев коммунальных квартир, рассмотрел недавно Верховный суд. Жилье, у которого больше одного хозяина, - это не только почти наверняка бытовые проблемы, но и серьезные юридические коллизии. Эти проблемы появились на фоне неожиданного роста в последние годы числа коммунальных квартир.

Причина этого явления - возможность покупать, продавать, дарить и наследовать квадратные метры. C одной из таких коммунальных проблем столкнулась и жительница столицы, живущая в коммунальной квартире. Итак, женщина в трехкомнатной квартире имела на правах собственности две комнаты. Третья принадлежала другой даме. Но хозяйка одной комнаты имела другое жилье, и, купив еще комнату, в нее так и не вселилась. Зато с первого же дня стала сдавать лишние метры. Вот с этого момента для постоянно живущей в квартире хозяйки двух комнат наступил коммунальный ад. Временные жильцы пользовались ванной, кухней, коридором и прочим "общим имуществом".

 

И сильно осложняли жизнь владелице всего, что стояло на этой "общей" территории. Дело в том, что кухня и ванна остались неделимыми между хозяйками коммуналки. И все, что в туалете и коридоре находилось, принадлежало постоянно живущей хозяйке. А временные жильцы считали необязательным покупать вешалки и кухонную утварь.

 

Обманутые дольщики Петербурга: Власти не в состоянии нам помочь

Уставшая хозяйка двух комнат пошла в районный суд с иском о защите своих гражданских прав и за компенсацией морального вреда. Она хотела, чтобы на вселение временных жильцов у нее спросили разрешение. Но суд ей отказал. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда, проверив решения районных и городских коллег, с ними не согласилась.

Районный суд, когда отказывал истице, исходил из того, что в сегодняшнем законодательстве не предусмотрено такое ограничение прав собственника, как необходимость получения согласия собственников других комнат на вселение посторонних на свою территорию. А "общее имущество", то есть ванна, кухня и коридор, "следует судьбе права собственности на комнату". Суд сослался на 41 и 42 статьи Жилищного кодекса. Верховный суд с такими выводами не согласился.

 

Высший суд заявил что, собственник имеет право "предоставлять во временное владение" другим гражданам свое жилое помещение. Но кроме прав, у него есть и обязанности. Хозяин квадратных метров по закону обязан "соблюдать права и интересы соседей и порядок содержания общего имущества".

 

По Жилищному кодексу (41-я статья) собственнику коммуналки принадлежат на праве общей долевой собственности "помещения в квартире, используемые для обслуживания". Проще говоря, это та же ванная. Но в следующей статье кодекса(42-я статья) сказано, что доля в праве общей собственности - пропорциональна размеру общей площади собственника в квартире. То есть у хозяйки двух комнат доля в кухне и ванной в два раза больше.

 

В законе сказано, что общим имуществом пользуются по договоренности. Не получается договориться - проблему решает суд. Сдавая комнату, ее хозяин предполагает, что жилец будет ходить в ванну и на кухню. Но для "достижения баланса интересов" с другим собственником о пользовании кухней надо обязательно договариваться. Не получается - это должен сделать суд.

 

В нашем случае никаких попыток договориться не было - ни мирно, ни по суду. Так что действительно, без согласия соседки сдать комнату можно, а пользоваться туалетом без ее "одобрения" - нельзя. Или заручиться решением суда по этому вопросу..

 

Верховный суд пришел к выводу, что нарушение районным и городским судами закона привело к тому, что исковые требования истицы "фактически остались нерассмотренными". Решения по делу хозяйки двух комнат отменены и дело пересмотрят.

ВС запретил подселять в коммуналку квартирантов без согласия других жильцов. Если соседи против, придется идти в суд

Как выселить надоедливых соседей из коммуналки, разъяснил Верховный суд. Высшая инстанция поставила точку в бытовой войне москвичей, которые не пожелали делить общую кухню и санузел с неугодными квартирантами.

 

До Верховного суда дошел спор жителей трехкомнатной коммунальной квартиры в Красносельском районе столицы. Одну комнату занимала семья из трех человек. Две другие принадлежали второму семейству. Но хозяева двух комнат в квартире сами не жили, а вселили туда арендаторов, не посоветовавшись с соседями. Такой сюрприз собственников третьей комнаты расстроил. Чужаков на своей территории они терпеть не планировали: несколько раз вызывали полицию, а потом и вовсе обратились в суд с требованием выселить неугодных квартирантов, моральный вред же оценили в 300 тысяч рублей.

 

Мещанский суд Москвы, которому выпало разбирать спор, денег истцам решил не присуждать. Но запретил собственникам двух комнат без согласия остальных проживающих в коммунальной квартире впредь подселять на свои квадратные метры других людей. В апелляции и кассации решение не устояло. Судьи заключили, что закон и так запрещает сдавать в поднаем комнаты в коммуналках без однозначного согласия остальных обитателей квартиры, а значит и помощь Фемиды в такой ситуации не требуется. В свою очередь, Верховный суд в своем определении подчеркнул, что хоть Жилищный кодекс и закрепил за собственником право сдавать свое жилье, делать это он должен с учетом интересов соседей. Для коммунальных квартир действует еще более строгое правило. Прежде, чем пустить на порог своей комнаты постояльцев или арендаторов, хозяин обязан получить согласие остальных собственников или нанимателей, а также членов их семей. Такая необходимость вызвана тем, что новые жильцы будут пользоваться не только отданной им комнатой, но и кухней, коридором и санузлом. Если же остальные жильцы не согласны, порядок пользования общим имуществом квартиры придется определять суду. То есть отказывать истцам в помощи судьи не имели права, даже несмотря на то, что порядок действий при таких конфликтах изложен в законе.